Структура сайта: как создать правильную структуру с помощью семантики?

Структура сайта: как создать правильную структуру с помощью семантики?

В этой статье мы расскажем, как важно при создании и оптимизации сайта ориентироваться на удобство его использования со стороны посетителя. Ведь именно посетителю сайта — реальному человеку, должно быть легко и удобно покупать на вашем интернет-ресурсе.

Для поисковых роботов также важно сохранить логичную структуру и уровень вложенности страниц. Даже если вы ошибочно определили подкатегорию в определенный раздел, то при наличии на неё ссылок из основного меню или сайдбара, страница будет проиндексирована поисковыми системами и начнет участвовать в ранжировании. Так что приоритетным остается именно удобство навигации для посетителей.

Поэтому данный материал будет о том, как добиться этого за счет логичной и корректно спроектированной структуры.

Что такое структура сайта

Есть множество определений, что такое структура относительно сайта. Это и разметка информации, и распределение страниц, и схема расположения элементов, фундамент и так далее. Но в нашем представлении определение структуры сайта ничем не отличается от общего определения.

«Структура — это расположение и организация взаимосвязанных элементов в материальном объекте или системе.»

Иными словами – порядок во взаимосвязи страниц сайта. Именно о взаимосвязи страниц мы и будем говорить в этой статье. Иногда под структурой сайта понимают расположение информационных блоков в теле страницы, но это больше относится к дизайну и верстке.

Давайте рассмотрим построение навигации сайта: его меню, категорий и подкатегорий.

Для начала нужно понять, почему это так важно. Представьте, что вы пришли в продуктовый магазин и увидели подобную картину.

Все продукты разбросаны по полу или, к примеру, в коробке с овощами расположились йогурты и чипсы. Как вы сможете найти необходимый вам товар, если среди предложения совершенно невозможно ориентироваться? — Никак.

Представьте реакцию мерчендайзера на подобный хаос.

Все это относится и к сайту. Предположим, вы хотите купить стул, заходите в интернет-магазин и попадаете в подкатегорию «Стулья», которая ввиду непродуманной структуры оказалась внутри категории «Полки». Наверняка, вы будете в замешательстве. И если весь сайт построен на подобном примере, то посетитель просто не сможет сориентироваться и уйдет, так и не совершив покупки.

Чтобы этого не происходило, необходимо навести порядок на полках магазина.

Основные рекомендации к структуре сайта

Конечно, вы вправе создавать сайты, на ваше личное усмотрение и пожелание. Например, разместить одно меню в футере, которое не будет содержать ссылки на внутренние страницы и вообще будет сделано из картинок. А все страницы сайта загнать в поиск через принудительное индексирование. Но скорей всего, при таком подходе вы будете испытывать сложности в дальнейшем продвижении столь индивидуального сайта.

А вот чтобы проблем с продвижением не возникало, ваш сайт должен соответствовать определенным требованиям.

Ключевая рекомендация – логика вложенности. Посетитель сайта должен легко ориентироваться в вашем каталоге.

Структура нужно организовать так, чтобы внутри общих разделов размещались более частные, например, как на изображении ниже.

В иерархически понятном каталоге посетителю проще найти нужный товар и совершить целевое действие.

Основные требования можно выразить тезисно, взяв из официальной справки Яндекса:

  1. Структура должна позволять легко ориентироваться на сайте;
  2. Не используйте глубокую вложенность каталогов, пример: «site.ru/cat1/cat2/cat3/cat4/cat5/cat6/…», вы можете испытывать сложности с индексацией страниц уже после третьего уровня вложенности;
  3. Старайтесь делать короткие URL адреса;
  4. В URL адресах отражайте содержание каталога (используйте слова), например: «site.ru/noutbuki/igrovye/», только так, чтобы это не противоречило предыдущей рекомендации;
  5. Ссылки на каталоги обязательно должны быть текстовыми;
  6. Не используйте повторяющиеся токены в адресах каталогов, пример: site.ru/noutbuki/noutbuki/noutbuki/noutbuki/noutbuki/. Страницы с такими адресами могут хуже ранжироваться из-за спама в адресе.

При перемещении по разделам сайта пользователю поможет информация о том, откуда он пришел, где находится и куда можно направиться дальше. В этом поможет перелинковка из «хлебных крошек». Она показывает путь посетителя с главной страницы сайта через разделы и подразделы к текущей странице.

С любой страницы пользователю должна быть доступна ссылка на главную страницу. Рекомендуем сделать логотип кликабельным.

Меню должно быть простым и отображать основные, наиболее популярные разделы сайта.

Данные рекомендации к структуре сайта можно отнести ко всем поисковым системам.

Требования к структуре сайта от Яндекса

Основная суть рекомендаций от Яндекса:

«Организация навигации по сайту должна позволять пользователю быстро сориентироваться в его структуре и легко находить нужные документы, чтобы не возникало ситуации, когда, не найдя нужной информации, разочарованный посетитель покидает сайт.»

С детальными требованиями Яндекса к структуре сайта можно ознакомиться по ссылке.
Также вы можете пройти тест для сдачи теоретических знаний.

Требования от Google

Суть рекомендаций от Google:

«Навигация на сайте важна, поскольку она позволяет пользователям быстро найти то, что им нужно. Также структура навигации помогает поисковым системам понять, какой контент, по замыслу веб-мастера, наиболее важен…

Постарайтесь максимально упростить пользователям переход от общих тем к контенту, который им нужен…»

Более детально с требованиями Google можно ознакомиться по ссылке в разделе «Иерархия сайта».

Конечно же в рекомендациях от Яндекса и Google есть технические моменты, связанные не только с удобством для пользователя, но и корректной обработкой структуры сайта со стороны поисковых роботов. Их тоже необходимо учитывать. С этой информацией вы можете подробнее ознакомиться в справочных материалах от самих поисковых систем.

Как правильно создать структуру сайта на основе семантического ядра

Подбор семантики осуществляется с помощью сервиса Яндекса — wordstat.yandex.ru. Дополнительно запросы можно собрать с помощью множества других решений, таких как keys.so, serpstat и т.д. Плюсом Wordstat является то, что он доступен всем бесплатно.

В первую очередь необходимо зарегистрироваться в Яндексе.

Для удобства рекомендуем установить расширение для браузера «Yandex Wordstat Assistant». Оно значительно упростит сбор семантики. Расширение доступно для установки из магазина расширений браузера Google Chrome.

Составление структуры

Перед сбором семантики необходимо разделить продукцию на базовые категории. К примеру, вы продаете электроинструмент, который можно разделить на основные категории:

  • Шуруповерты;
  • Перфораторы;
  • Шлифовальные машины;
  • Полировальные машины;
  • Дрели;
  • Лобзики;
  • Отбойные молотки;
  • Рубанки;
  • и так далее.

Вы можете проанализировать своих конкурентов, чтобы максимально корректно разделить продукцию на базовые категории: вбить запросы типа «купить шуруповерт» в поисковую строку в режиме инкогнито и открыть первые десять сайтов. Если вы знакомы с функционалом сервисов keys.so, serpstat или др., то рекомендуем воспользоваться ими для получения более детальных данных.

Одним из самых простых сервисов по поиску конкурентов можно считать arsenkin.ru.

Нужно зайти в раздел «Выгрузка ТОП-10» на странице arsenkin.ru/tools/check-top/, вписать запросы, выбрать поисковую систему, регион и нажать «Начать проверку».

В результатах проверки каждая колонка будет соответствовать вписанному запросу. Список страниц в колонке будет относиться к страницам из ТОП-10 выдачи выбранной поисковой системы. Цветовое совпадение страниц в колонках означает, что одна и та же страница входит в ТОП-10 по указанным запросам.

Можно открыть несколько страниц, у которых есть цветовое совпадение по всем колонкам, или открыть все совпадения для получения большего количества данных. При переходе на страницы конкурентов, можно узнать, как были определены основные категории.

После определения основных категорий их нужно сохранить в Excel, например в таком виде:

Далее нужно вернуться в Wordstat для определения дальнейшей сегментации разделов и поиска соответствующих запросов.

Чтобы определить, какие подкатегории могут быть в базовой категории «Шуруповерты», впишем запрос «купить шуруповерт» и определим свойства, по которым могут искать данный вид продукции.

Из списка запросов видно, что шуруповерты ищут по брендам, типу, напряжению и т.д.

Это все является свойствами конкретной продукции, которые в дальнейшем позволят разгруппировать запросы. Нужно внести эти свойства в ту же таблицу:

Далее, основываясь на своем ассортименте, необходимо заполнить свойства значениями. Для свойства «Производитель» нужно указать тех производителей, продукцию которых вы продаете. В случае, если ваш ассортимент не ограничен, вы можете скопировать бренды у всех выявленных ранее конкурентов:

В дальнейшем, сформировав запросы из собранных значений и определив их частотность, необходимо оставить только те, что будут экономически выгодны. Помните, что большая структура и ассортимент позволят занимать более высокие позиции, а значит не стоит значительно урезать семантику. Сверяйтесь с конкурентами и старайтесь сделать лучше, чем у них.

Еще один вариант сбора необходимых значений является обход по Wordstat. Для этого нужно пройтись по всем страницам сервиса и сохранить запросы с брендами и другими значениями. Так вы гарантированно соберете только те запросы, которые действительно ищут.

Минусы такого подхода:

  • риск пропустить какие-то из значений;
  • большие временные затраты на сбор данных.

Подобным образом необходимо собрать значения для всех свойств:

В итоге получается структура каталога сайта, в которой каждое значение свойства должно стать отдельной посадочной страницей.

Способы подбора семантики

Ввиду того, что мы уже подготовили структуру сайта на основе базовых запросов и их вариаций (значения свойств), самым простым и быстрым способом подбора семантики будет ее создание путем «сцепки».

Суть сцепки заключается в том, что к базовым запросам добавляются синонимы этих же запросов, их аббревиатуры и транслитерация, если есть. Затем к полученному расширенному списку базовых запросов добавляются интенты, которые можно определить с помощью Wordstat.

Давайте рассмотрим описанный выше метод на примере. Возьмем базовую категорию «болгарки». Анализ подсказок Wordstat и поисковой выдачи говорит о том, что синонимами и аббревиатурой запроса «болгарка» будут «ушм» и «угловые шлифовальные машины».

Полученные данные нужно занести в таблицу с двумя колонки. Первая колонка — «Базовые запросы», вторая — «Интенты». В случае если у вас уже определены посадочные страницы, вы можете добавить третью колонку «Страница».

Теперь нужно определить интенты. В Wordstat люди хотят «купить» болгарку, узнать «цену», ознакомиться с «отзывами», посмотреть «видео».

«Купить, цена, отзывы, видео» определены, как интенты. Нужно добавить их в таблицу во вторую колонку.

Для более детального анализа и сбора интентов, следует изучить Wordstat по запросу «купить болгарку»:

Видно, что болгарки запрашивают относительно топонима (местонахождения), а также в интернет-магазине. Нужно добавить эти данные в таблицу.

Детально поработав с Wordstat, можно собрать более расширенный список интентов. По опыту можно сказать, что с электроинструментом, бытовой техникой и подобными продуктами также ищут «описание», «характеристики» и т.д. Однако не стоит брать все возможные интенты, которые вы найдете, даже если по итогу у них окажется высокая частотность. В случае, если в вашем каталоге нет ни отзывов, ни видео обзоров, подобные интенты лучше оставить до момента появления на вашем сайте соответствующей информации.

В итоге в таблице должны появиться данные:

Далее нужно их сцепить при помощи сервиса «Букварикс» — «Инструменты» — «Комбинатор слов».

В первую колонку необходимо добавить базовые запросы, во вторую интенты.

Все полученные запросы следует добавить в итоговую таблицу, замерить частотность и определить для них группу.

Использование сервиса «Букварикс» имеет свои ограничения. С его помощью нельзя присвоить группы и адреса страниц на стадии формирования запросов, что делает его неудобным для составления большого списка ключей и использования всех базовых запросов разом. Для каждой группы запросов нужно производить отдельные итерации.

С этой задачей идеально справляется программа «PPC tool». Еще один способ сбора семантики, на основе которого можно создавать структуру сайта, основан на парсинге запросов с помощью программы «Key Collector» или сервиса keys.so с последующей кластеризацией списка ключевых слов. Кластеризация поможет определить структуру сайта.

Группировка запросов

Группировка запросов происходит на стадии формирования расширенного списка ключевых слов. По сути, каждый базовый запрос определяет название группы, так как по этому запросу (группе) будет создана отдельная посадочная страница.

Также группировка семантики может быть основана на данных кластеризации. Кластеризовать запросы можно с помощью программ Key Collector, KeyAssort, Majento и подобных им сервисов.

Примеры структуры различных типов сайтов

Безусловно структура сайта будет различаться в зависимости от типа сайта. У сайта-визитки она будет не такой, как у интернет-магазина. Ниже приведены визуальные отображения структур наиболее популярных типов сайтов.

Сайт-визитка

Наиболее простая структура. Главное – помнить про логику предоставления информации.

Интернет-магазин

В основном самая сложная и объемная структура. На сайте должны быть разделы каталога, о доставке, оплате, контакты, отзывы и так далее.

Сайт услуг

По сути структура схожа с интернет-магазином, за исключением того, что каталог меняется на общую страницу с услугами, и скорее всего на сайте не будет раздела о доставке.

Информационный сайт

В общем структура похожая на сайт-визитку, но зависит от размера ресурса: чем больше рубрик у сайта, тем глубже структура.

Как нарисовать структуру сайта

Есть множество инструментов, которые позволяют отрисовать структуру. Если важна удобная визуализация, то программа Xmind подойдет лучше всего. В ней легко разобраться, интерфейс интуитивно понятен. Есть несколько видов построения скелета структуры.

Если рассматривать построение структуры с точки зрения удобства работ по SEO, то лучше всего подойдут таблицы Excel. В них вы сможете в одной вкладке собрать в виде структуры базовые запросы с интентами, в другой — разместить сцепленные запросы, в третьей — составить мета-теги. Вся информация будет объединена в один файл.

Выводы

Правильная и логическая структура сайта — залог успеха в продвижении и привлечении конверсионного трафика. Краткий алгоритм проектирования заключается в следующем:

  1. определить базовые запросы (они же, по сути, основные категории);
  2. расширить запросы на основе спроса и имеющегося ассортимента (определить свойства и их значения);
  3. составить структуру на основе подобранных запросов.

Самое важное – проделать эту работу до запуска сайта, чтобы в дальнейшем не тратить время и ресурсы на переработку.

Оставьте отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *