Негативная накрутка поведенческих факторов: как выявить и что делать?

Негативная накрутка поведенческих факторов: как выявить и что делать?

При продвижении сайта в поисковых системах Яндекс и Google важное место занимает то, как ведут себя пользователи, попадая на страницы вашего сайта. Поведенческие факторы позволяют оценить пользу контента и сайта в целом для целевой аудитории. Поэтому важно, чтобы информация на сайте была актуальной и несла дополнительную ценность для аудитории, функционал работал, а интерфейс был удобным. Это позволяет естественным образом улучшить поведенческие показатели сайта.

Но проблема в том, что сейчас многие начали манипулировать поведенческими факторами, чтобы улучшить позиции своего сайта (за счёт позитивной накрутки) или ухудшить позиции конкурента (за счёт негативной накрутки). И на сегодняшний день очень важно следить за ситуацией с поведением пользователей и уметь определять негативную накрутку (особенно, если ваш сайт — лидер ниши).

Какие бывают поведенческие факторы

Поведенческие факторы (ПФ) принято делить на внешние и внутренние.

Внешние ПФ показывают поведение пользователей на выдаче поисковых систем.

К ним относят:

  • CTR;
  • последний клик на выдаче;
  • единственный переход в выдаче;
  • возврат к выдаче
  • и т.д.

Условно, поисковые системы анализируют на какие сайты заходит пользователь после поиска и нашёл ли он там нужную ему информацию.

Внутренние ПФ показывают вовлеченность пользователя в рамках одного сайта.

Сюда принято относить:

  • процент отказов;
  • глубину просмотра;
  • время, проведенное пользователем на сайте;
  • действия пользователь;
  • повторные визиты на сайт (например, из закладок);
  • и т.п.

По данным метрикам поисковые системы оценивают удобство, ценность контента и полноту ответа на потребность пользователя.

ВАЖНО: Яндекс.Метрика и Google Analytics по умолчанию считают отказы разными способами: Метрика отказом считает визит одной страницы длительностью менее 15 секунд, а Google Analytics в отказы заносит любой визит, в рамках которого была просмотрена всего 1 страница сайта вне зависимости от длительности сессии.

Как выявить негативную накрутку

Накрутка обычно ведется по одному из следующих каналов:

Прямые заходы — заход на сайт по прямой ссылке с длительностью менее 15 секунд (обычно 5-10). Цель: снизить внутренние ПФ конкурента.

Переходы из поиска — бот заходит на сайт из выдачи по определенным ключам, после чего возвращается в выдачу и переходит на целевой сайт. Цель: в первую очередь повлиять на внешние ПФ, но в процессе может быть манипуляция и внутренних факторов.

По ссылкам — аналогично первому случаю, но переход идёт по ссылке (например, в социальных сетях или отзовике).

Наиболее легко вычислить накрутку по первому методу по следующим критериям:

  • Резкий рост прямых заходов.

Смотрите “Источник, сводка” → Прямые заходы” в Метрике или “Источник/канал” → “Direct” для Google Analytics.

  • Увеличение процента отказов.

Смотрите в отчёте по отказам в Метрике или Показатель отказов в GA.

  • Увеличение роботности.

Данный отчёт доступ только в сервисе Яндекс.Метрика: “Мониторинг” → “Роботы”

На примерах графиков с 7 июня видно явную корреляцию всех этих 3-х факторов.

Для второго метода с переходами по трафику ситуация сложнее, так как боты, использующие этот метод лучше маскируются. Для третьего метода с переходом по ссылкам способ выявления аналогичен с поправкой на другой канал, но на практике он используется редко.

Дополнительный способ выявить факт накрутки — это анализ вебвизора по подозрительным визитам. Необходимо обращать внимание на движение мышки рывками, медленный скролл страницы, клики мимо ссылок и элементов сайта, резкие переходы курсора к активным элементам сайта и другое неестественное поведение пользователя.

На сайт идут переходы ботов — что делать?

Если на сайте происходит негативная накрутка поведенческих факторов, то это грозит снижением позиций. Причем, как показывает практика, на Google накрутка влияет совсем слабо, а вот в Яндекс уже через 1-3 дня можно получить существенное снижение позиций. Несмотря на то, что официально Яндекс заявляет, что их алгоритм умеет распознавать накрутку и не учитывает её влияние, на сегодняшний день влияние негативной накрутки имеет сильный эффект в достаточно короткие сроки. Поэтому крайне важно быстро выявить факт накрутки и принять меры.

Эффективных методов предварительной защиты сайта от накрутки, к сожалению, нет.

Самым надёжным способом является выявление пула IP-адресов, с которых осуществляются визиты. Это можно сделать в Метрике в отчёте по IP (обычно имеют высокий процент отказов и высокий уровень роботности) или при анализе логов сервера.

После обнаружения следует заблокировать заход на сайт для данных IP адресов. Вести эту работу необходимо регулярно, так как боты могут начать заходить с других IP.

Но и это не всегда может сработать, так накрутка может вестись реальными пользователями по заданиями на специальных биржах. Также могут быть использованы надежные прокси и/или устройства, с возможностью подключения большого количество сим-карт для маскировки.

Чтобы сделать дополнительную защиту и снизить возможный ущерб можно принять следующие меры:

  • Настроить Cloudflare с опцией Argo. Она позволит получить данные с заблокированными IP у других пользователей Cloudflare и настроить аналогичный запрет для вашего сайта.
  • Купить базы спам-листов и настроить запрет по ним.
  • Поставить на сайт защиту от ботов, например reCAPTCHA V3 с запуском grecaptcha.execute при загрузке страницы.

Но одним из самых действенных методов будет работа над улучшение поведенческих факторов белыми методами. Подумайте, как улучшить сниппет вашего сайта, чтобы увеличить CTR, работайте над контентом страниц и улучшением функционала. Сделайте так, чтобы реальные пользователи создавали положительные сигналы, которые нивелируют негативное влияние от накрутки.

Заключение

На данный момент накрутка поведенческих факторов используется повсеместно в конкурентных нишах. И на фоне такой популярности постоянно появляются новые методы, выявить которые становится всё сложнее. Поэтому обязательно ведите мониторинг позиций и, в случае резкого ухудшения ранжирования в Яндекс, анализируйте каналы трафика и запросы пользователей на предмет возможной накрутки и манипуляции. Чем раньше вы сможете найти и устранить проблему, тем выше шанс, что в короткие сроки позиции восстановятся.

Получить консультацию

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.