Частотность запросов и как ее определить

Частотность запросов и как ее определить

Что такое частотность поисковых запросов

Частотность – это количественная величина, показывающая сколько раз пользователь обращался к поисковой системе с конкретным запросом. Как правило, рассчитывается за последний месяц. Зная спрос, SEO-специалист поймет, есть ли поисковый спрос, нужно ли создавать посадочную страницу, а также сможет спрогнозировать трафик, который получит продвигаемый сайт при ранжировании в ТОП-10.

В данной статье пойдет речь о том, какой может быть частотность запроса и как ее определить.

Виды частотностей в поисковой системе Яндекс

Один из инструментов определения частотностей является сервис от поисковой системы (далее ПС) Яндекс – WordStat. Он показывает популярность фразы в одноименной поисковой системе. Причем, посмотреть можно несколько видов частотностей, в зависимости от операторов, которые применяются. На примере запроса «поисковое продвижение» разберемся подробнее.

  • Поисковое продвижение – такой запрос без каких-либо операторов покажет общую частотность по фразе, ее аналогам и словоформам.

Число 23 504 на рисунке выше означает, какое количество показов было со словом «поисковое продвижение» в ПС Яндекс за последний месяц. Нужно учитывать, что в эту цифру входят и более длинные фразы, например, «поисковое продвижение сайтов» и фразы с измененными словоформами, например, «услуги поискового продвижения».

  • Оператор «кавычки» («поисковое продвижение») фиксирует количество слов в запросе, а значит фразы формата «поисковое продвижение Москва» учитываться не будут. Как видно ниже, частота спроса стала значительно меньше.

  • Оператор «кавычки и восклицательный знак» («!поисковое !продвижение») фиксирует количество слов, а также форму первого и второго слова, перед которыми стоит знак восклицания. В такой расчет не войдут запросы «поисковым продвижением» и т.д.

  • Оператор «квадратные скобки» ([поисковое продвижение]) фиксирует порядок слов. Сюда не войдет фраза «продвижение поисковое помогает». Но необходимо иметь в виду, что будут посчитаны все словоформы, а также не будет зафиксировано количество слов.

  • Оператор «кавычки и квадратные скобки» («[поисковое продвижение]») как раз может фиксировать и порядок слов, и их количество в запросе.

При этом словоформы все еще учитываются. Это означает, что сюда могут попасть запросы «поисковому продвижению». Для того, чтобы зафиксировать форму слова используем «!» перед ним, как в примере ниже.

  • Оператор «кавычки, квадратные скобки и знак восклицания» («[!поисковое продвижение]») — фиксирует количество и порядок слов в запросе, а также словоформу первого слова, перед которым стоит знак восклицания.

  • Спецоператор «плюс» (+в поисковое продвижение) в обязательном порядке фиксирует служебные части речи, местоимения, цифры и другие слова, не несущие дополнительного смысла. В нашем случае обязательным стал предлог «в» и ниже на рисунке видно, как поменялись статистика и список запросов.

В результате можно максимально точно определить, как часто пользователи интересуются той или иной тематикой в поисковой системе Яндекс.

Частотность запросов в поисковой системе Google

ПС Google не дает специального сервиса для определения частотности поисковых фраз в отличие от Яндекс. Для сбора статистики можно использовать «Планировщик ключевых слов» в сервисе для запуска рекламы – Google Ads.

Там есть два варианта: «Посмотреть количество запросов и прогнозы» или «Найти новые ключевые слова». Первый покажет лишь приблизительные значения, а вот с помощью второго их можно уточнить. Как именно это можно сделать описано ниже в пункте «Инструменты для определения частотностей».

Высоко- средне- и низкочастотные запросы

Существует еще одна важная классификация, на которую точно стоит обратить внимание при составлении семантического ядра. Согласно ей запросы подразделяются на следующие виды:

  • высокочастотные или ВЧ (частотность от 5 000)
  • среднечастотные или СЧ (частотность от 1 000 до 5 000)
  • низкочастотные запросы или НЧ (частотность от 1 до 1 000)

Цифры очень условные и мы – рекомендуем ориентироваться на нишу и географию продвигаемого сайта. Ниже приводим несколько характеристик, которые способны помочь в классификации запросов.

Высокочастотные запросы

Данный вид запросов включает в себя максимально общие фразы. Они состоят, как правило, из 1-2 слов. По такому ключевику не всегда очевидно, что хочет пользователь, из-за этого они часто имеют более низкую конверсионность. Но всегда есть исключения, поэтому рекомендуем анализировать именно конкретную ситуацию. Если сайт молодой лучше начинать с НЧ и СЧ запросов, а ВЧ подключать со временем.

Пример ВЧ запроса показан ниже:

Среднечастотные запросы

Эти запросы содержат более точные фразы, обычно состоят из 3-4 слов. Хотя они все еще и охватывают большое количество пользователей, но имеют уже более понятный интент. Пример указан ниже на рисунке.

Низкочастотные запросы

Это наиболее точные запросы, показывающие намерения пользователя. Как правило, содержат 5 и более слов. Мы советуем всегда добавлять в СЯ часть НЧ фраз, которые привлекут целевой трафик на сайт. При этом они помогают более эффективно продвигать страницы за счет текстовой оптимизации.

Пример НЗ запроса показан ниже:

Отличие частотности от конкуренции

Еще один параметр – это конкуренция поискового запроса. Здесь они делятся на:

  • высококонкурентные (ВК)
  • среднеконкурентные (СК)
  • низкоконкурентные (НК)

Низкочастотный запрос еще не значит, что по нему низкая конкуренция. На показатель конкурентности влияет множество факторов. Например, количество главных страниц в ТОП-10, прямые вхождения ключевой фразы в заголовок страницы, рекламные блоки в выдаче и т.д.

Данная тема будет затронута в другой публикации.

Зачастую, конкуренция высокая, когда запросу подходит большое количество сайтов выдачи, и низкая, если оптимизированных под запрос сайтов немного.

Одна из методик определения конкуренции, посмотреть количество результатов по запросу. Например, “продвижение сайтов спб” — 10 млн. подходящих результатов.

Показано ниже на рисунке:

Другая методика – анализировать показатель, рассчитываемый по количеству внешних входящих ссылок/доменов. В разных сервисах он может называться по-разному. Например, в сервисе Ahrefs от компании Google он называется Keyword Difficult.

Пороги значений обозначены ниже:

Что такое сезонность запроса и где её посмотреть

Частотность поисковой фразы часто сильно зависит от сезонности. Например, запрос «купить елку» ежегодно начинает набирать популярность в ноябре, пик в декабре, а в феврале уже не интересен пользователям.

Другой пример – запрос «купить септик». Актуален в течение всего года, но популярность повышается весной и летом, когда люди перебираются в частные дома и на дачи.

Сезонность – это изменения (подъемы или падения) трафика, повторяющиеся ежегодно под влиянием каких-то внешних событий. Например, смена времени года, праздники и т.д.

Проверить ее можно в Яндекс WordStat. Необходимо:

  • зайти в сервис
  • ввести запрос
  • выбрать регион
  • нажать «История запросов»

Под графиком находятся данные по месяцам за последние два года:

Еще один инструмент для определения сезонности – сервис Google Trends.

Необхидимо:

  • ввести запрос
  • выбрать регион, источник и временной промежуток

Данные можно посмотреть, начиная с 2004 года. Можно сравнить до пяти запросов. Google показывает значения в баллах. Например, курсор на скриншоте ниже наведен на пик популярности поискового запроса – это 100 баллов.

Что такое геозависимость запроса и как ее проверить

Геозависимость запроса показывает нам, зависит ли показ по этому ключевому слову от местонахождения пользователя. Например, по запросу «услуги нотариуса» человек из Санкт-Петербурга увидит одни сайты в выдаче, а человек из Тулы – совершенно другие. Яндекс считает, что до 30 % обращений к ПС являются геозависимыми. Как правило, к ним относятся коммерческие запросы.

Вручную проверить геозависимость запроса можно методом сравнения ТОП-10 по двум разным регионам или подсветке топонима в поисковой выдаче.

Заходим в ПС Яндекс, смотрим выдачу по двум разным регионам и анализируем. Регион можно поменять внизу страницы поиска:

На примере запроса «услуги нотариуса» видим, что выдача для Санкт-Петербурга и Тулы разная и поисковая система в обеих выдачах подсвечивает актуальный для пользователя город.

Ниже представлен пример для г. Санкт-Петербург:

Мы видим преимущественно региональные сайты Петербурга.

На следующем скриншоте показаны результаты для пользователя из г. Тула:

В данном случае преимущественно региональные сайты Тулы.

Инструменты для определения частотностей

А теперь к самому интересному – как же определить частотность?

Для этого можно использовать различные сервисы.

В Яндекс WordStat необходимо ввести запрос, выбрать регион, интересующее устройство, нажать «Подобрать», далее сервис покажет результат:

Можно посмотреть статистику по регионам и городам:

Яндекс.Директ – сервис для запуска рекламы в поисковой системе Яндекс. Посмотреть частотность запроса можно при создании рекламной кампании. Доходим до второго шага «Выбор аудитории», задаем регион и нажимаем «Подобрать фразы». При вводе фразы получаем статистику по ним.

Частота запросов в Яндекс.Директ может несколько отличаться от показателей Яндекс.Вордстат. Это происходит, потому что последний не учитывает вложенные запросы с прогнозом меньше пяти. Кроме того, данные берутся за последние 30 дней, но в Директе они обновляются чаще из-за чего могут быть расхождения в пару дней. И наконец, необходимо отслеживать нет ли минус-слов в Яндекс.Директе, которые могут повлиять на статистику.

В случае снятия данных за год, они могут отличаться от данных в сервисе WordStat и быть некорректными.

Google Keyword Planner – инструмент для подбора ключевых слов при создании рекламы в ПС Google. Поможет при сборе статистики по запросам в Google.

Необходимо зайти в инструмент, авторизоваться и выбрать «Найдите новые ключевые слова»:

Далее нужно ввести слова через запятую и нажать «Показать результаты»:

Далее необходимо отметить добавленные слова галочкой (расширить список можно будет дальше), выбрать соответствие (точное, широкое, фразовое) и нажать «Добавить ключевые слова»:

Рядом с каждым запросом появляется зеленый значок «В плане»:

Переходим в пункт меню «Ключевые слова», выбираем корректный регион вверху страницы, раскрываем график по стрелочке, выставляем максимальную цену за клик:

Для анализа нужно использовать столбец «Показы»:

Этот способ покажет точную статистику по Google, насколько это возможно в рамках данной поисковой системы.

SemRush – сервис, который может показать подробную информацию по ключевому слову, в том числе уровень конкурентности, вариации ключевого слова, поисковую выдачу и другие параметры. Часть инструментов в нем платная.

Ahrefs – еще один сервис для просмотра статистики по ключевому слову и подбора аналогов. Также является платным.

Серверы SemRush, Ahrefs и другие подобные инструменты получают данные о количестве запросов методом покупки сlickstream у крупных провайдеров, поэтому их данные будут отличаться от данных в Google Keyword Planner.

Софт для ручного и автоматического съема частотностей

В продолжение предыдущего пункта, приведем несколько примеров софта для ручного и автоматического сбора частотностей.

Плагин WordStarter – бесплатное расширение для Яндекс.Вордстат, которое позволяет собирать ключевые слова и их частоту, задавать минус-слова и экспортировать все это для последующей обработки.

KeyCollector – платный софт (есть бесплатный аналог Словоеб), с помощью которого можно быстро собрать ключевые фразы и их параметры, в том числе частотность, конкурентность, стоимость, посмотреть сезонность запроса и т.д.

TopVisor – платный сервис для сбора статистики из Яндекс и Google.

Для проверки частоты необходимо:

  • создать проект
  • перейти на страницу «Поисковые запросы»
  • добавить запросы
  • выбрать источник, регион

RushAnalytics – еще один платный сервис, в котором есть инструмент для парсинга ключевых слов и частотностей из Яндекс и Google на высокой скорости.

Serpstat – этот сервис позволяет автоматизировать процесс, оперативно собирать большие объемы данных по запросам и выгружать их в удобном формате. Сервис также платный.

Для того, чтобы выбрать максимально удобный и полезный сервер в конкретном для вас случае, лучше попробовать каждый из представленных выше.

Заключение

Есть много нюансов в определении частотности запросов, о каждом из которых важно помнить при составлении и корректировке семантического ядра. Необходимо обязательно

проверять сезонность, конкурентность ключевых слов, регулировать соотношение высоко-, средне- и низкочастотных запросов и выбирать для сбора статистики те источники и инструменты, которые лучшего всего решат задачи конкретного проекта.

Если у вас остались вопросы, мы с удовольствием разберем их в комментариях. Возможно, вам требуется помощь с составлением семантики и разработкой структуры для вашего проекта? Пишите, наши профессионалы смогут помочь вам.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.